Блог
Все записи

Традиции веб-дизайна, которых бы следовало избегать

26.10.2011

Сегодня начинающему веб-дизайнеру приходится гораздо проще, чем, скажем, веб-дизайнерам, начинавшим лет тридцать назад. Хотя бы потому что сейчас есть Интернет. Но и 10 лет назад работать было куда сложнее - приходилось придумывать, проектировать с нуля, не на кого было оглянуться. Сегодня же Всемирная паутина полна как примеров красивых дизайнов сайтов, так и веб-ресурсов никуда не годных. И это хорошо. Хорошо, потому что есть с чем сравнивать. Но только с одной стороны. Потому что, с другой стороны, за прошедшее десятилетие, да и вообще за всю историю Веба в устои, традиции, привычки (понравившееся подчеркнуть) дизайна вошло немало того, чему лучше было бы остаться за бортом прогресса. Но привычка есть привычка, и к плохому, кто бы что не говорил, тоже часто привыкаешь и довольно быстро.

Одной из таких традиций, ведущих отсчёт своей истории чуть ли не с зари существования сети Интернет, является решение сделать гиперссылки синими. Сейчас становится ясно, что другие цвета для этой цели подошли бы ни чуть не хуже, а, скорее всего, даже лучше, ускорив скорость чтения текста со ссылками, но, как повелось, так повелось, и сегодня нам приходится мириться с устоявшимся порядком вещей. Сегодня экспериментировать с цветовой гаммой ссылок не рекомендуется, потому что:

1. Благодаря многолетней практике, слова, выделенные синим цветом и подчёркнутые такой же синей линией, служат для пользователей столь же привычным сигналом, обозначающим возможность перехода на другую страницу, как зелёный сигнал светофора, который оповещает о возможности перехода на другую сторону дороги. В том же случае, если ссылки выполнены в нетрадиционных цветах, пользователь, хоть и на сотые доли секунды, но всё же замешкает с переходом. А мешать таким образом посетителю считывать информацию со страниц вашего веб-ресурса — это не то что бы подло, это, хуже того — глупо.

2. Важно не забывать и про то, то за посещёнными ссылками также давно закрепился свой цвет (лиловый). Подобные условности помогают посетителям не только понять структуру веб-сайта, но и попросту не заблудиться в дебрях страниц. А ведь именно это и происходит, если веб-дизайнер попробует-таки отличиться оригинальностью и откажется от следования традициям.

Та же история и с полосой навигации, располагающейся в левой части экрана. Мода на неё захлестнула Интернет, в то время как этот подход в оформлении главных ссылок навигации имеет очевидные минусы. Вот, например: полоса занимает порядка 20% от площади экрана, ущемляя в правах контент страницы. Особенно обидно, что даже при прокрутке страницы вниз, текст всё равно вынужден ютиться на оставшихся ему 80%. Но все мы знаем, что посетители приходят на ресурс вовсе не для того, чтобы вдоволь пощёлкать по ссылкам. Посетители приходят за содержанием, за нужной им информацией. Поэтому получится лучше, если кнопкам навигации будет отведена верхняя часть страницы, а всё оставшееся — контенту.

На сайтах, использующих вертикальное меню в левой части страницы, выросло уже целое поколение пользователей, которые настолько привыкли к такому расположению кнопок, что, в случае их переноса в другое место, будут растерянно бегать глазами по экрану монитора. Поэтому выбор в пользу левостороннего меню осуществляется, видимо, не от ума

Если уж и размещать навигацию с боку страницы, так уж точно не с левого. Посудите сами: в том случае, если кнопки навигации будут располагаться справа, то есть рядом с полосой прокрутки, курсор мыши будет проходить минимальное расстояние, а, значит, щёлкнуть получится гораздо быстрее и посетителю будет удобнее — он не будет метаться по экрану из стороны в сторону между двумя наиболее используемыми областями. Да и просто читать контент со страницы, где меню располагается справа, было бы легче: при переходе на новую страницу пользователь всегда смотрит содержимое и начинает читать слева направо. Закончив просмотр контента, посетитель естественным образом перемещает взгляд вправо, где его уже поджидают навигационные ссылки для продолжения путешествия по веб-ресурсу. В противном случае, когда меню находится справа, взгляду пользователя потребуется ещё проделать до него путь.

В общем, знай это разработчики сайтов Всемирной паутины ещё в самом начале, так сказать, на заре становления Web, сегодня бы жизнь пользователей была бы нехило упрощена. Но мы имеем то, что имеем. Если сейчас вы возьмёте и разместите меню по правой стороне страницы, вас просто не поймут. Отклонение от традиции, вошедшей в норму, непременно ухудшит удобство работы с ресурсом и затруднит навигацию

Но, пусть Сеть и имеет уже какие-то сложившиеся традиции, всё же есть ещё достаточно много таких аспектов веб-дизайна, относительно которых интернет-сообщество не пришло к единому мнению и не выработало единых решений.

Взять, к примеру, так называемые хлебные крошки (элемент навигации, который наглядно показывает посетителю текущее его положение на сайте, на определённой его странице, относительно родительских страниц, то есть демонстрирует иерархию различных разделов, подразделов и страниц веб-ресурса). Хлебные крошки призваны не только помогать в ориентации пользователя на сайте, они также позволяют совершать быстрый переход на несколько уровней вверх одним кликом. Сегодня не существует хоть сколько-нибудь устоявшейся традиции относительно того, каким образом обозначать переход от одного уровня иерархии в крошках к другому. На различных сайтах для этой цели используются и стрелочки, и двоеточия, и косая черта. Стандарта нет, а, значит, перед дизайнером - свобода выбора? Это не совсем так. Например, нельзя использовать здесь символ "вертикальная черта" ("|"), так как им принято обозначать два равных варианта выбора.

В других случаях, где традиции очень сильны (то есть тогда, когда 90% сайтов используют определенный тип оформления того или иного элемента страницы), веб-дизайнер обязан подчиниться большинству и ориентироваться на уже готовые дизайны сайтов. Если, скажем, элемент оформляется одинаково у 60-90% сайтов, вам также стоит последовать за этим наиболее популярным вариантом, правда, только если у вас нет поистине революционной идеи, которая упростит работу с сайтом в разы.

Если менее 60% сайтов оформляют определённый элемент одинаково, значит, здесь пока не выработан доминирующий стандарт, и у вас развязаны руки. Но всегда стоит помнить, что всё знакомое посетители воспримут гораздо лучше, поэтому и здесь свобода — это, прежде всего, свобода выбора.

Заказать звонок
Введите ваш номер телефона и наши сотрудники свяжутся с вами в ближайшее время.